понедельник, 4 июня 2018 г.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Красная книга. Возьмем под защиту»


Подготовила воспитатель: Тюрина С.Н.
ГБОУ Школа 1944 д/о «Дубравушка»
Тип проекта: Познавательно-исследовательский
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели группы и родители.
Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу, о Красной книге.
Актуальность:
В соответствии с ФГОС ДО приоритетным направлением явилось «Познавательное развитие». В содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Актуальность нашего проекта заключалась в том, что одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т. д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.
Цель проекта – познакомить детей с  Красной книгой, как государственным документом и её значением; сформировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Проектная идея:
• Создание в группе детского сада своей Красной книги в виде лэпбуков по различным ее представителям.
• Обогащение игровой среды материалом, стимулирующим познавательно-речевую активность детей.
Гипотеза:
• У детей сформируются знания и представления о Красной книге, как о перечне редких, исчезающих животных, охраняемых законом и государством.
• Дети научатся самостоятельно получать информацию и делиться ей.
• Родители помогут детям в поисках информации.
Задачи:
Образовательные:
·         Формировать у детей первичные представления о Красной книге.
·         Расширять кругозор детей о редких и исчезающих видах животных, на основе материала, доступного их пониманию, пополнять и активизировать словарный запас.
·         Выделить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.
·         Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
Развивающие:
·         Способствовать развитию познавательной активности детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей.
·         Развивать диалогическую, монологическую, связную речь и коммуникативные навыки детей, обогащать словарный запас.
·         Научить передавать знания, полученные во время поисковой деятельности товарищам, путём составления рассказов о животных, об интересных фактах из их жизни с помощью лэпбука.
Воспитательные:
·         Прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.
·         Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.
·         Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (обсуждение целей и задач воспитанников, плана действий)
• Определение темы и цели работы.
• Обсуждение сроков выполнения работы с детьми.
• Обсуждение объема работы (рисунок, краткая информация)
• Уточнить формат работы (лэпбук).
• Сбор информации.
• Диагностический инструментарий (беседы с детьми); методическая, энциклопедическая и художественная литература; наглядно-демонстрационный материал, а так же  использовали ресурсы сети Интернет, использование ИКТ. Подбор иллюстраций, книг, энциклопедий, журналов, раскрасок, загадок о животных.
2. Практический.
· Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями): беседы, рассматривание иллюстраций, использование ИКТ, художественное творчество.
· Обогащение  предметно-пространственной среды (создание Красной книги).
· Погружение в проблему: показ презентаций, чтение художественной литературы.
· Осуществление  практической деятельности.



Психолого – педагогическое содержание работы с детьми на втором этапе:
·         Занятие по познавательному развитию: «Красная книга». Цель - Познакомить детей с Красной книгой, с ее содержанием, некоторыми растениями, животными, насекомыми, рептилиями и морскими обитателями. Предложить детям подготовить лэпбук об одном из них совместно с родителями.
·         Занятие по познавательному развитию: «Всемирный день животных». Цель -  Рассказать детям о всемирном дне животных, почему возник такой день и, что необходимо делать чтоб сохранить вымирающие виды животных, занесенных в красную книгу Кубани.
·         Чтение художественной литературы:
Ø  “Зеленая страна” Е. Серова. “Сказки матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова. Цель - Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
Ø  Красная книга «Растения России». Цель - Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам, бережное отношение к растениям, любить свой край, любить природу.
Ø  Чтение сказки Х.К. Андерсена «Ель». Цель - Подвести детей к мысли о том, что природу нужно беречь, не портить деревья и закрепить правила поведения в природе.
·         Продуктивная деятельность (рисование): «Береги природу!». Цель - Знакомство с правилами поведения в природе.
·         Продуктивная деятельность (рисование): «Животные из Красной книги». Цель - Продолжать знакомить  с исчезающими животными; продолжать учить рисовать крупно, на весь лист, прорисовывая детали.
·         Образовательная деятельность в режимных моментах.
Беседы: «Красота природы бесценна», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». Цель - Уточнить и обобщить представления детей о природе, как ее необходимо охранять и беречь.
Беседы: «Красная книга России», «Кто такие браконьеры?» «Чем мы можем помочь природе?». Цель - Выяснить, что такое  наука - экология, какими вопросами она занимается. Что делают экологи для сохранения здоровья и жизни. Выяснить кто такие браконьеры и чем они опасны для природы и животных.
Показ презентации: «Главная книга природы». Цель - Знакомство с Красной книгой и её значением.
Экологическая игра: «Благодарение». Цель - Сформировать ощущение единства с миром природы и психологической включенности в этот мир.
Дидактическая игра: «Напоминающие знаки». Цель - Закрепить с детьми знания знаков о правилах поведения в природе и с животными.
Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк». Цель - Продолжать уточнять знания детей об уходе за животными и растениями из красной книги Кубани.
Самостоятельная работа детей предполагала рассматривание иллюстраций, книг о природе, животных, птицах, растениях, насекомых; внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей.
С родителями воспитанников организовали сбор познавательных книг для рассматривания и чтения с детьми в группе. Оформили ряд книжных выставок: «Животный, растительный мир», «Мир насекомых и рептилий», «Природа и человек» и т.д. Предложили родителям подготовить совместно с ребенком лэпбук по представителю Красной книги. 
3.  Презентационный.
Ø  Обработка результатов.
Ø  Выводы по реализации проекта.
Ø  Создание презентации проекта и показ ее на групповом родительском собрании.
4.  Контрольный.
Подготовка информационной справки об итогах проектной деятельности с предложениями о продолжении темы проекта.
Результаты проведения проекта:
Дети осуществляли проектную деятельность вместе со взрослыми; проявляли интерес к жизни разнообразных представителей флоры и фауны; воспитанники с помощью взрослого выбирали необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами и использовали полученные знания в разных видах деятельности; оформили полученные знания в виде лэпбука и защитили свою работу.
Родители активно участвовали в реализации проекта, знакомя детей с природой, животными, птицами, морскими обитателями;  оказывали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии), в изготовлении лэпбука по выбранному представителю Красной Книги; принимали участие в совместных мероприятиях.

Продуктом нашей проектной деятельности явилось создание «Страниц Красной Книги» в виде лэпбуков, презентация ребенком своей работы, оформление выставки работ  по каждому лэпбуку «Красная книга».

Комментариев нет:

Отправить комментарий